Если это неуместные на форуме флуд и/или офф-топик, которые запрещены Правилами и столь нелюбимы многими пользователями, - выбросьте в корзину. Если же страждущие и желающие избавления потерпят и дочитают до конца, а некоторым из них таки повезет, уже хорошо: им польза, мне радость.
А почему, собственно, флуд? Здесь писали о помехах от брекетов, а я решил поделиться личным опытом в области излечения картавости. Моя логическая цепочка такова: если человек картавит, значит, у него нарушена артикуляционная функция - артикуляция есть один из столпов фонетики - фонетика входит составной частью в лингвистику - лингвисты занимаются, в числе прочих дел, устным переводом. Вот круг и замкнулся. А то ведь, действительно, спросит испанец, какого цвета у китайцев флаг, а ты ему, вместо раскатистого "р-р-роха" выдашь жалкое "хоха" - то-то будет гомерической хохи!
Шутки юмора кончились, ближе к делу.
История вопроса
Чаще беда эта с детства начинается. Одни не заметили, другие знали, но не придали значения, третьи пытались у логопедов и светил прочих наук помощь получить, да ничего не вышло (дорого, врач не слишком квалифицирован, ребенок не очень обучаемый...).
А дитю срам, друзья обзываются, передразнивают - сами понимаете, что уж тут хорошего? Чадо плачет, потом замыкается, потом озлобляется. Как дальше жизнь пойдет - возможны варианты.
Отношение к проблеме родителей, близких, друзей
Диапазон очень широк (сверху вниз): сочувственное, нейтральное, насмешливое, злобно-издевательское. Ни один из этих вариантов лечения не дает, а экстремальные даже усугубляют тяжесть.
Отношение экспертов к нетрадиционным способам воздействия
Как во всём. Все мы читаем прессу, сводки с мест Способный самоучка много лет спасал все проводки арктических судов своими точными прогнозами ледовой обстановки. Дело настоящее делал, а в официальную науку так и не был впущен. Талантливый парень-механизатор смастерил комбайн, которому не надо и половины того дизельного топлива, что сжигают сейчас. Не дадут ведь запатентовать! Да что там говорить, - элементарная, всем известная истина... Нет, я не о том, что я тоже так мудр и умел, - просто повезло, да и вылечил десяток-другой детишек моих знакомых. Уже неплохо! А вдруг и еще у кого-то получится?
О способностях к излечению
Еще одна банальность: Omnia praeclara rara. На тысячу идиотов - десять светлых голов. Примерно те же пропорции у следующих дихотомических пар категорий людей: злые/добрые; трусливые/смелые; подлые/честные и пр. и пр. [Один лишь наглядный пример из области искусства (совсем уж не моя область, так что действительно откровенный флуд, но простите уж, я коротко, а для доходчивости это важно): десятки певцов-классиков с общепризнанным блестящим бельканто (и родоначальники, и их зарубежные эпигоны) орут благим матом, нередко хором, ломая голосовые связки, 'O sole mio'. Орут так, что смолкают реактивные бомбардировщики. Чего орут, спрашивается? Отвечаю: 1. мода такая; 2. (главное) не понимают, о чем песня, не чуют! Слух музыкальный образцовый, а душевный - нулевой. И только один или двое напоют (это же напев, а не испытание глоток на разрыв), и так напоют, что и заслушаешься, и задумаешься, а у некоторых даже скупая мужская слеза прольется.] Так почему же у больных (в нашем случае картавящих) относительная доля способных вылечиться должна быть больше? К тому же, кроме таланта слушать и подражать, нужны воля, старание, минимальная уверенность в своих силах, действенная помощь окружающих. Пожелаем им удачи!
Метода
Прежде чем предлагать свои откровения (для многих сомнительного свойства), - обязательная оговорка, чтобы меня не постигла участь А. Чумака или А. Кашпировского (сколько бы людей ни спасли они, всё равно многим не помогло; вывод - высмеять мастеров, унизить их, оплевать и затоптать). По масштабу на указанных целителей я отнюдь не тяну, но на какую-то толику пользы для пациентов всё же претендую. Да, так я говорил выше об оговорке. Она состоит в том, что предложение моё не основано ни на каких научных теориях и не содержит описания сложных понятий и употребления узкоспециальных терминов. Я не фонетист, не логопед, не эксперт в области артикуляции звуков. Пишу только общеизвестные, простые вещи.
______________
Картавость (или ротацизм) - это ненадлежащее произнесение звуков, главным образом, того, что передается русской буквой "р" (глухое, скрежещущее, рыхлое, жирное, сдвоенное, "гэкающее", похожее на французское, английское, немецкое, еврейское и т. д.). В момент произнесения этого звука кончик языка упирается, достаточно ощутимо, в середину нёба. Но есть и другие звуки, при произнесении которых артикуляционная позиция кончика языка довольно близка к только что описанной, - в частности, это звук, выражаемый буквой "ж" (правда, кончик языка оказывается здесь ближе к верхним зубам). Вот на этом-то сходстве и построены все мои смелые и смешные претензии на удачную попытку излечения рассматриваемого дефекта. Хотите верьте, хотите нет, - хотя половина испытуемых и уходила ни с чем, но зато остальные 50 % через 5 минут (!) упражнений, не веря ушам своим, со слезами радости прыгали, громко покрякивая "рак, рак, рак", "рук, рук, рук" с твердостью большей, чем у диктора Левитана. А мамы-папы растерянно и недоуменно пожимали плечами: "Надо же, стольких специалистов обошли безо всякого успеха, а тут поди ж ты...".
Итак, что же происходило перед этим, что мы делали?
Я усаживал мальчишку или девчонку (от 7 до 15 лет) напротив себя и просил произнести какое-нибудь слово, начинающееся на "р", - ну, например, "рак" или рук". Дитя мучительно выдавливало, краснея и бледнея, какое-то ржаво-тусклое мычание. Я успокаивал его/её, а потом предлагал довольно надолго задержать язык в положении, соответствующем начальному звуку, и следить, куда прижимается кончик языка. Ребенок старательно исполнял это задание. Потом я рассказывал ему о схожем произнесении звука ж" и просил заменить "рак" на "Жак" или "рук" на "жук". У малыша уже пробуждался интерес (игра как-никак!), загорались глаза. "Как с Жаком дела - полегче?", спрашивал я. - "Да, намного!" - "Прекрасно, а теперь, так же, как раньше со звуком "р", задержи язык на "ж" и долго проси Жака достать жука". Голос ученика звучал бодро, мощно, жужжание достигало апогея. И тут я останавливал его: "Отдохни, предстоит самое главное". Он нетерпеливо ждал. Через минуту я давал ему следующее задание: "Продолжая давить на жаковское "ж", представь себе всеми имеющимися у тебя силами, что ты обращаешься не к Жаку, а к раку, и пытайся в процессе этого трудного перехода говорить "рак", делай "р" во что бы то ни стало, не отводя кончик языка с его места. Сначала будет далеко от желаемого, потом немного ближе, еще, еще, вот, уже то, что надо". И получалось!!! Не сразу, постепенно, с некоторым (но совсем не болезненным) насилием надо собой, - у всех по-разному, - но те, кто доводил дело до конца, были на седьмом небе от блаженства.
[А вы, дорогие мои скептики, счастливые, правильно говорящие люди, - чтобы проверить действенность описанного здесь способа, - Вы совсем не должны следить за ходом исцеления "ущербных". Достаточно лишь самому, проговорив без труда несколько раз "жук" с длительным давлением на ж", затем, силой своего желания вдруг начать переделывать его в "р" - сначала будет получаться довольно неуклюже, а потом адаптируетесь, и зазвучит 100%-ное "рук".]
P.S. Все успели, конечно, заметить, что речь выше шла исключительно о звуке "р" в твердом положении, то есть перед определенными гласными (ра, ро, ру, ры, рэ). Что же касается мягкого "р" (в сочетаниях ре, рё, ри, рю, ря), то с ними я не экспериментировал. Думаю, что успех придет при замене "р" на "з" (Рина-Зина, рябь-зябь).
|
||
Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа Декларация Поиск О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы | ||