Участник №20

 

Остров Пасхи

То ли в небе огромном птица,
То ли каменная стена,
То ли пепла в воде крупица -
На тысячи миль одна...
Здесь навеки застыли боги,
С отрешённостью глядя вслед
Тем, кто выбрал себе дороги
В запредельный жестокий свет.

Здесь убежище людям - скалы
И величие древних слов,
Только помнят они о малом:
Стелют спать да коптят улов.
- Расспроси переводчиков мира, -
Говорил мне Уре-старик, -
Первобытных писем пунктира
Никому не ведом язык.

Океан не прощает сушу,
Превращая в осколков горсть
Лодки, флаги, плоты и души:
Полинезия - редкий гость.
Только чайки взрывают небо,
Только ласточек слышен слог,
Смерти плач и рожденья нега -
Трансцендентность - всему итог.

На манеру боустрофедона*
Все звериные письмена:
Лишь двенадцать знаков знакомы,
Остальное - ищи сама
Среди солнца, луны и ветра,
Плавников голодных акул...
Пролетело ещё полвека
С тех времён, как аху** уснул,

Может быть, не успев родиться.
Хоть гигант, но уже старик...
И блестят на закате лица,
И срывается ночью крик.
Сыновей немого вулкана
Неизвестна разгадка снов:
Неразговорчивость камня -
Лучший приют для слов.

  * Боустрофедон - стиль письма, названный так от греческого выражения "как поворачивается вол" (то есть письмо, напоминающее своим начертанием прохождение быка по полю). При завершении строчки пишущий переходил на новую строку и начинал двигаться по ней в обратном направлении. Первыми такой способ письма стали использовать греки, позднее - и некоторые другие народы.
  ** Аху - "идол" (язык туземцев). "Техника молодёжи", 1957, №11, статья П.Орешкина "ТАЙНА ОСТРОВА МАТА-КИТЕ-РАНГИ".